14 СЕНТЯБРЯ 1927 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА АЙСЕДОРА ДУНКАН ПОГИБЛА, ЗАДУШИВШИСЬ СВОИМ ШАРФОМ — card-muz.ru

Какое ужасное совпадение! Получить всемирное признание за танцы, исполняемые в прозрачных вуалях, и погибнуть, будучи задушенной одним из таких шарфов. Можно подумать, что танцевальные аксессуары решили вдруг ей отомстить.

Драма разыгрывается 14 сентября 1927 года, когда звезда Айседоры Дункан уже начинает закатываться – ей ведь 50 лет. Она все реже выступает и все больше занимается обучением искусству танца других. Начиная с середины августа, знаменитая американская танцовщица, прославившаяся своим ярким и естественным исполнением, являющаяся поборницей свободной любви, бисексуалка и коммунистка (из-за чего, кстати, она потеряла американское гражданство), эксцентричная феминистка, дарвинистка и так далее, и тому подобное, живет в Ницце. Несмотря на почтенный возраст, она ведет себя как какая-нибудь «малолетка», постоянно ввязываясь то в одну любовную историю, то в другую, предпочитая ну совсем молоденьких юношей.

Этим вечером она ужинает в ресторане со своей подругой Мэри Дести, той самой, которая и подарила ей этот злополучный шарф. Они уже заканчивают свою трапезу, когда к Айседоре подходит молодой красавец и владелец гаража Бенуа Фальчетто, приглашая ее прокатиться на новехоньком «Амилькаре GS», который танцовщица давно мечтает приобрести. Это именно «Амилькар», а вовсе не «Бугатти», как о том станут говорить позднее. «Бугатти» – это прозвище, которым Айседора наградила красавца Фальчетто, отсюда и путаница.

То ли «к славе», то ли «к любви»
В момент, когда танцовщица вместе со своим молодым приятелем собирается покинуть ресторан, ее подругу Дести неожиданно начинает одолевать нехорошее предчувствие. Она умоляет ее отказаться от этой поездки, но Айседора только смеется над ее страхами и заявляет: «Я иду к любви». По всей видимости, она, как дикая пума, намерена после поездки слегка позабавиться со своим водителем. Такой вот то ли исторический факт, то ли анекдот: когда позднее журналисты сбегутся к Мэри Дести и будут ее спрашивать о последних словах Айседоры, та, из стыдливости, переделает их и скажет, что танцовщица, якобы, заявила: «Прощайте, друзья. Я иду к славе».

Воодушевленная перспективой приятного вечера, Айседора усаживается на пассажирское место автомобиля с откидным верхом. Она обматывает шею длинным шарфом, делая два оборота, а концы машинально откидывает себе за спину. Айседора не замечает, что бахрома попадает в ось колеса автомобиля. Ловушка захлопнулась. Когда «Амилькар» начинает движение по Английской набережной, шарф оборачивается вокруг ступицы и резко тянет Айседору Дункан назад. Тело танцовщицы совершает настоящий кульбит: ее выдергивает из машины, и она падает на мостовую. Айседора умирает мгновенно: у нее сломана шея. В ужасе Фальчетто тут же тормозит и бросается на помощь. В панике он видит, что лицо танцовщицы мгновенно опухло. Ему приходит мысль, что она сломала позвоночник.

Такая вот страшная смерть постигла знаменитую Айседору Дункан, которую убил собственный шарф, с помощью которого она покорила весь мир и который подчеркивал в танце ее грацию и красоту.

Смерть гналась за ней по пятам
Это не первый случай, когда автомобиль буквально разбивает жизнь Айседоре. Четырнадцать лет назад другой автомобиль уносит жизни ее детей – 6-летней Дердри и 3-хлетнего Патрика – и их няни. Проезжая по набережным Сены, в Париже, водитель, резко затормозил, пытаясь избежать столкновения с неожиданно возникшим препятствием. Мотор глохнет. Пытаясь вновь завести машину, он, поскольку электростартеров тогда не было, выходит и начинает крутить пусковую рукоятку. Вот только этот идиот забывает поставить машину на тормоз. Как только мотор начинает работать, машина срывается с места, катится вниз по бульвару Бурдон и, в конце концов, оказывается в Сене. Няня и двое детей тонут. У погибших сына и дочери были разные отцы, поскольку Айседора в жизни была такой же свободной, как и в танце. Дочь Дердри родилась от режиссера и декоратора Г. Крэга, сын Патрик – от бизнесмена Париса Зингера, одного из потомков знаменитого изобретателя швейной машины Айзека Меррита Зингера.

Смерть постоянно преследует Айседору Дункан. Взять хотя бы самоубийство ее мужа – знаменитого русского поэта Сергея Есенина. Это тоже история безумной любви. Сергея она встречает в октябре 1922 года в Москве, куда она приезжает, чтобы пропагандировать свое искусство среди большевиков, которых танцовщица боготворит. Они сочетаются браком 2 мая 1922 года, даром что Айседора старше поэта на целых 18 лет. Но постепенно Есенин, все больше и больше погружающийся в алкогольный угар, становится жестоким по отношению к ней. Постоянные ссоры между ними приводят к разрыву, который состоялся в мае 1923 года. Есенин возвращается в Москву. Он впадает в глубокую депрессию, влекущую за собой госпитализацию. Затем он вновь женится, а 28 декабря 1925 года, приехав в Ленинград, кончает жизнь самоубийством, повесившись в гостинице «Англетер». Некоторые, правда, поговаривают, что тут не обошлось без агентов ЧК…

В 1918 году, в сентябре месяце, у Айседоры случился короткий роман со знаменитым авиатором и пианистом Роланом Гарросом. Его она встречает в Париже у одной из своих подруг. Он усаживается и наигрывает какую-то мелодию на пианино, а Айседора тут же начинает танцевать. «Мы шли во время воздушного налета и следили за аэропланами, что не помешало мне станцевать для моего спутника на площади Согласия. Он сидел на краю фонтана, аплодируя мне, и падавшие невдалеке от нас ракеты освещали его грустные темные глаза. В ту ночь он мне признался, что мечтает о смерти и ищет ее. Спустя короткое время ангел смерти действительно унес его далеко, далеко от этой жизни».
Айседора Дункан продолжает легко порхать по жизни, как бабочка, вплоть до того печального дня, когда ее шарф и автомобиль «Амилькар» решают ее убить.

Извлечем же двойной урок из этой смерти: никогда не надо обматываться длинным шарфом в спортивной машине с открытым верхом и никогда не надо слишком доверять юным любовникам или любовницам.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

Добавить комментарий