ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА: «ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ» — card-muz.ru

1 июля 2020 года Совет Европы опубликовал пересмотренную версию Европейских пенитенциарных правил (ЕПП). Этот текст, первоначально принятый в 1973 году и последний раз пересматривавшийся в 2006 году, определяет европейские стандарты, касающиеся прав заключенных и управления пенитенциарными учреждениями. В чем их суть? Какие изменения были внесены?

Харви Слэйд работал научным экспертом в Совете пенологического сотрудничества (Совет Европы) во время редактирования ЕПП. Колин Константен, сотрудница редакции Prison Insider, задала ему три вопроса.

– Какое впечатление оставляют условия содержания заключенных в Европе?

– Европейские пенитенциарные правила (ЕПП) призваны предоставить набор стандартов, которые могут применяться по всей Европе. Теоретически они отражают общее соглашение между странами о том, как управлять тюрьмами, чтобы обеспечить безопасность и защиту прав заключенных. Они не являются обязательными, но признаны Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) и Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП).

В этом смысле они являются полезным инструментом для контролирующих органов, а также для судебных органов (таких как ЕСПЧ), когда они считают, что тюремная практика той или иной страны неудовлетворительна.

Последняя редакция ЕПП датируется 2006 годом, но Минимальные правила обращения с заключенными ООН (переименованные в «Правила Нельсона Манделы», ПНМ) были приняты девятью годами позже. Эти правила устанавливают более строгие стандарты для одиночного заключения, уточняя, что государства не могут содержать человека в одиночном заключении более 15 дней подряд. Примерно в то же время были приняты Бангкокские правила ООН. Они касаются обращения с женщинами-заключенными, и этот аспект практически не принимался во внимание Европейскими пенитенциарными правилами. Поскольку эти стандарты были приняты всеми государствами-членами Совета Европы (по крайней мере, ПНМ), было важно, чтобы европейские тюремные правила также были обновлены, чтобы отразить эти новые обязательства и улучшенные стандарты.

– Как ЕПН воспринимаются в странах-членах СЕ? Соблюдаются ли они?

– ЕПП применяются ко всем 47 государствам-членам Совета Европы и разрабатываются в процессе согласования между государствами-членами. Самую большую дискуссию вызвало обсуждение одиночного заключения. Одиночное заключение широко используется, например, в Скандинавии для задержанных до суда, отчасти из-за опасения, что они могут контактировать между собой. Конечно, такая практика может принести серьезный ущерб и представляет собой форму принуждения.

Дания, например, зарезервировала за собой право не соблюдать некоторые новые правила одиночного заключения, и я уверен, что то, что я сказал выше, и было одной из причин такого решения.

Точно так же ЕПП не смогли установить ограничение на количество дней одиночного заключения по дисциплинарным причинам, несмотря на то что это уже является нарушением «Правил Нельсона Манделы». Отчасти это связано с тем, что в некоторых странах в национальных законах все еще есть положения, разрешающие дисциплинарную изоляцию на срок до 30 дней. Действующие правила отражают компромисс и соглашение между странами. Но, как и в случае с датской оговоркой, это не означает, что государства всегда строго следуют правилам. Мы надеемся, что ЕПП сыграют важную роль в продвижении дискуссий о правах заключенных и внесут вклад в важную часть свода международных стандартов, направленных на улучшение обращения с заключенными.

– Какие положительные изменения в этой новой версии? Как вы думаете, в чем заключаются ее недостатки, и какие улучшения вы бы хотели видеть в будущем?

– Основные изменения в этой последней версии касаются одиночного заключения. Версия Правил 2006 года содержала только одну ссылку на раздельное содержание или изоляцию заключенных лиц, что было недостаточно. Между тем, «Правила Нельсона Манделы» 2015 года установили ключевое определение одиночного заключения: изоляция человека, содержащегося под стражей на 22 часа или более в день. В них сформулировано и ключевое ограничение на его использование, и тюремной администрации запрещается подвергать кого-либо подобному обращению более 15 дней подряд.

Существует огромное количество доказательств того, что даже через несколько дней одиночное заключение может иметь чрезвычайно разрушительные последствия для заключенных, поскольку они находятся в одиночестве, имея очень мало внешних раздражителей, на которых можно сосредоточиться.

Это может привести к галлюцинациям, гневу, членовредительству и серьезным психическим расстройствам. Несмотря на это, страны обычно используют одиночное заключение для поддержания порядка, либо отделяя проблемных заключенных от других, либо изолируя уязвимых заключенных для их собственной защиты. Оно также используется как наказание, а также в отношении обвиняемых, чтобы предотвратить сговор. Но в любом случае это может быть очень опасно. Предназначено ли это быть наказанием или нет, в конечном итоге для заключенного не имеет значения, потому что эффект от него очень часто носит форму именно наказания.

По этим причинам важно, чтобы международные стандарты ограничивали использование одиночного заключения. Оно слишком часто используется для облегчения жизни тюремным властям, не учитывая в полной мере ущерб, наносимый этой мерой. К сожалению, одиночное заключение – это реальность, и мы все еще далеки от того момента, когда государства согласятся полностью запретить его. Для нас было важно заставить их договориться о том, как ограничить его использование.

Новые ЕПП требуют, чтобы каждому, помещенному в изоляцию по соображениям безопасности и защищенности, было гарантировано не менее двух часов значимого человеческого контакта. Они также требуют, чтобы меры раздельного содержания были приостановлены, если они затрагивают здоровье заключенного. Это важные достижения в защите каждого заключенного, которому грозят эти потенциально опасные меры.

К сожалению, Правила не устанавливают временно́го ограничения на административную изоляцию по дисциплинарным причинам. Они просто требуют, чтобы каждое государство-член определило срок в национальном законодательстве. Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) уже давно рекомендует ограничение в 14 дней. Следует отметить, что правило 60.6 претерпело значительные изменения на других уровнях: например, теперь оно требует приостановления одиночного заключения, если «психическое или физическое состояние заключенного изменилось, ухудшилось» и его запрещено применять «к детям, беременным женщинам, кормящим матерям или находящимся в заключении родителям с маленькими детьми» (в соответствии с «Правилами Нельсона Манделы»).

В ЕПП содержится требование о том, чтобы сами Правила регулярно обновлялись, что важно для обеспечения разработки стандартов и передовых практик. Один аспект, который был обновлен в новой редакции, но который, как я считаю, требует дальнейшего развития в отдельной рекомендации Совета Европы, – это обращение с женщинами в тюрьмах. На уровне Организации Объединенных Наций Бангкокские правила являются ключевым документом, специально посвященным женщинам-заключенным и их особым потребностям. Я считаю, что в будущем желательно иметь аналогичный набор стандартов на уровне Совета Европы.

 

Добавить комментарий