Якутский таксист — о том, как прятал людей во время запрета перевозок, почему любит оленекских пассажиров и чем «Хайс» лучше «Мерседеса» — card-muz.ru

Якутия, федеральная дорога «Вилюй». Ежедневно десятки микроавтобусов везут пассажиров и их багаж в районы. Самая дальняя точка маршрута — Анабарский улус у моря Лаптевых. В День автомобилиста редакция News.Ykt.Ru поговорила с таксистом Андреем. 

Андрей Кириллин по специальности — водитель-слесарь. Ему 29 лет, девять из них он работает таксистом. Родом из села Куокуну Сунтарского улуса, чаще всего ездит по маршруту Якутск — Сунтар.

«Поедешь среди ящиков за семь тысяч?»

Когда в Якутии действовал запрет на межмуниципальные перевозки такси, многие продолжали возить пассажиров. Ты ездил?

— Да. Люди все равно продолжали звонить и просили взять их. А билет на самолет стоит дорого — 18-20 тысяч. Я не понимал, почему можно летать на самолетах, а такси запрещены?! Вот в чем разница. Запрещаете такси — запрещайте и самолеты, разве не так?

Ты повышал тариф в этот период?

— Да, я брал максимум пять-шесть пассажиров, поэтому тариф составлял семь-восемь тысяч рублей. До этого было четыре-пять тысяч.

Люди не возмущались?

— Нет, ни разу. Некоторых приходилось оставлять, потому что больше шести пассажиров не брал.

Попадался инспекторам?

— Постоянно останавливали. Штрафы, предупреждения. Сколько штрафов оплатил, даже не помню. Мы с ребятами пытались попасть на пересменку постов ГИБДД — пока их не было на дороге. По-разному выкручивались.

В багажниках людей возил?

— Загружал салон продуктами и усаживал людей на задние два сиденья. Инспектор открывает дверь в салон — а там ящики с продуктами, людей не видно. Всю дорогу так и ехали. Я не попадался, другие таксисты попадались. После этого стали проверять и багажники. Пассажиров сразу предупреждаешь: поедешь среди ящиков за семь тысяч? Согласен — едем, нет так нет.

Никто не отказывался?

— Ни разу. Они же не просто так катаются — у них необходимость. 

Доходы и убытки 

Расскажи, как проходят твои рабочие дни.

— В три часа дня начинаю собирать пассажиров, выезжаю из города в 17-18 часов. Путь до Сунтара занимает примерно 14 часов: приезжаем утром. Развожу пассажиров, груз, потом еду домой, мою машину и ложусь спать. Наутро выезжаем из Сунтара и приезжаем в Якутск примерно в 12 часов ночи. На следующий день — осмотр машины, а назавтра — снова в путь.   

Не скучно ездить изо дня в день по одному и тому же маршруту?

— Нет, уже привык. Сейчас я взял перерыв и занимаюсь ремонтом квартиры, потому что из-за пандемии пассажиропоток упал в два раза, да и дорога до Сунтара закрыта. 

А сколько в среднем зарабатывал до пандемии?  

— По-разному. Нормально, на хлеб с маслом хватало.

В январе 2019 года ехал из Якутска в Саскылах. Сломался возле Жилинды. Шесть часов просидели с пассажирами в машине, все очень замерзли: на улице был минус 51 градус. Ночью мимо проезжал крузак, он ехал в Жилинду и отбуксировал нас туда. Я отправил пассажиров в Саскылах на другой машине и неделю жил в гараже у этого водителя, ждал запчасти из Якутска. В день платил ему по тысяче рублей. Я еще вез фрукты местному предпринимателю – они, понятное дело, замерзли; пришлось возмещать их стоимость. В общем, в Якутск вернулся совершенно ни с чем. Бывает и такое.

«В каждой поездке обязательно есть один капризный пассажир»

— Пассажиры бывают разные: и пьяные, и капризные, и хорошие. Разное говорят: слишком быстро едешь, слишком медленно, музыка плохая, оттуда дует, тут холодно, сиденья твердые. Терпишь, а что делать? Сбавляешь скорость, если просят. Надо смириться и все.

Вообще никогда не срываешься?

— Нет. Терплю. Надо немного проехать — и тогда человек засыпает, мы ведь едем ночью. Главное — выехать из города.

Составь примерный портрет такого капризного пассажира.

— Это женщина, ей от 35 до 40 лет, она обязательно есть в каждой поездке. 

С пьяными, наверное, сложнее.

— По-разному. Помню, одна женщина ехала в Оленек. Она пила в пути спиртное, но в целом никаких проблем не доставила.

Остальные пассажиры не были против?

— Так они все из Оленька, что они скажут? Я не имею в виду, что они какие-то не такие, наоборот, именно оленекские — лучшие пассажиры. Они никогда не торопят, не капризничают, никаких претензий не предъявляют, просто лучшие. Хочешь — в кафе посиди, хочешь — домой загляни за чем-нибудь. К примеру, сунтарские, мои же земляки, ноют и ноют без конца: когда выезжаем, куда сейчас едем и так далее.

Почему оленекские такие, как считаешь?

— Их всегда ждет долгий путь, они привыкли. Привыкли жить в суровых условиях.

О «Хайсах» и ДТП

Почему «Хайс»?

— Я начал работать в 2011 году на УАЗе-буханке. Затем была «Истана», потом купил «Хайс». В 2018 году приобрел «Мерседес», но в итоге вернулся к «Хайсу». «Мерседес» оказался не очень подходящим автомобилем: у него слабый двигатель, ему нужно постоянное сервисное обслуживание, а в Якутске такого центра нет. Я ездил один раз в Иркутск для этого, а потом вернулся и сразу продал его. Достоинством «Мерседеса» была большая вместительность — 20 человек. В остальном «Хайс» — лучше, крепче, это самый надежный и комфортабельный автомобиль. Хоть и вмещает 10-12 человек.

Таксистов часто осуждают за ДТП на федеральных дорогах.

— Таксисты чаще всего не виновны в этих случаях. Дело в том, что за рулем тех же «Хайсов» — в основном люди с опытом, у всех категории, высокий класс вождения. У меня категории В, С, D. Нет только E, в этом году должен получить.

Почему ездите так быстро?

— Это не так. Главное — ехать равномерно с одной скоростью, примерно 90-100 км/ч. На участках с ограничениями, естественно, сбрасываешь. Из-за того, что едешь равномерно под сто, людям кажется, что скорость высокая. К тому же мы ездим почти каждый день и знаем на этой дороге каждую кочку, каждый поворот.

То есть сказывается уверенность?

— Ну да.

Ты попадал в ДТП?

— Нет.

Однажды машина обгоняла КамАЗ и выехала на встречную полосу, где ехал я. Мы еле-еле сумели разъехаться. А вообще в таких случаях лучше вывернуть руль. Лучше сломать бампер, чем устроить лобовое столкновение.  

Рад, что дорогу «Вилюй» активно асфальтируют?

— На самом деле, если бы постоянно разравнивали гравийку, было бы лучше. Потому что асфальт ломается и лежит так годами. Его потом не ремонтируют. К примеру, «Вилюй» на участке Хампа — Лекечеен уже развалился.

Есть мнение, что именно гладкая дорога в какой-то степени провоцирует ДТП.

— Думаю, не хорошая дорога, а плохая видимость. Если в темное время на дороге стоит заглохший автомобиль без знаков или идет лошадь — их очень сложно увидеть. При скорости 80-90 км/ч за 150 метров до препятствия ты не сможешь остановить машину. Особенно опасно проезжать ночью возле населенных пунктов — трактористы часто оставляют у дороги прицепы, ничем их не обозначая.

Здесь помогают прожекторы дальнего света, но они запрещены — просто потому что не входят в конструкцию авто, их не устанавливает завод-изготовитель. А чтобы вписать изменение в свидетельство о регистрации, нужно пройти сто кругов бюрократии. Если попадешься без оформления, машину снимают с учета, в случае повторного нарушения — лишают прав на срок от шести месяцев до полутора лет. Считаю, что это неправильно, они ведь только пользу приносят.

***

Тебе 29, ты молод. Как долго планируешь работать таксистом? 

— Я люблю свое дело. Но сейчас есть желание заняться перевозкой грузов из Новосибирска, нахожусь в раздумьях. 

Все равно видишь себя в дороге? 

— Если не езжу, чувствую себя странно. Я люблю дорогу и уже не могу по-другому жить. Конечно, иногда устаешь, но тогда у тебя есть выбор — можешь и не ехать, отдохнуть. Это похоже на свободу. 

 

Добавить комментарий