Какой получилась киноэпопея «Тыгын Дархан» и на что ушли 255 миллионов рублей — card-muz.ru

4 ноября на большие экраны выйдет «Тыгын Дархан» Никиты Аржакова по произведению Василия Яковлева — Далана. Создатели фильма рассказали News.Ykt.Ru, каким получился фильм и на что ушли 255 миллионов рублей. 

«Тыгын Дархан» — исторический фильм о жизни народа саха на рубеже XVI-XVII веков до прихода русских на якутские земли. Главный герой — один из прародителей якутского народа, родоначальник хангаласского рода, персонаж многочисленных легенд, который объединил различные племена и кланы. 

Первыми фильм посмотрели заказчики, то есть члены правительства и съемочная группа, многим понравилось. «Такие фильмы — лучшее доказательство того, что наше кино развивается с каждым годом все больше. После выхода фильма на экраны мы увидим, как зажгутся новые звезды на небосклоне якутского кинематографа», — отметил глава Якутии Айсен Николаев после спецпоказа.

Съемки самого масштабного якутского фильма шли два года на территории девяти муниципальных районов и городских округов. Участвовали в них десять тысяч человек.

Режиссер Никита Аржаков среди любителей якутского кино не нуждается в представлении. Он снял картины «Снайпер Саха», «Журавли над Ильменем», «Черная маска», «Дивная пора», «Аанчык». 

Когда ему не было и тридцати, вышел в свет исторический роман Далана «Тыгын Дархан». Тогда он впервые задумался об экранизации, но посчитал, что пока не готов, и спустя 27 лет осуществил свою мечту.  

«Фильм о человеке, который взял ответственность за судьбу народа» 

Никита Аржаков, режиссер: 

— В 1993 году вышла книга Далана «Тыгын Дархан». Мы ее все прочитали, долго обсуждали. Как оказалось, я друзьям говорил, что хотел бы по ней фильм снять. Тыгыном Дарханом я интересовался с детства. Помню, смотрел спектакли «Утро Лены», «Утро Туймаады». В книге меня поразили масштабность, развернутое повествование о временах Тыгына, язык произведения. Особо впечатлил сам образ Тыгына Дархана. Тогда было время подъема национальной идентификации, принятия суверенитета, возродилось национальное самосознание, детям стали давать якутские имена, зазвучал язык Олонхо.

В 2005 году я к этому вопросу подошел более реально — снял только картину «Журавли над Ильменем». Видимо, тогда я был для «Тыгына Дархана» слишком молод, не было ни денег, ни выстроенного сценария. Всё созревало с годами — сценарий, идея. 

В кино будет один в один, как в романе? 

—  Кинодраматургия и роман, конечно, немного отличаются. Все имена героев, основные события, географические названия, сюжетные линии сохранены. Я же не могу взять и переделать Далана на свой лад.

Знаю, что вы сняли шесть часов, потом смонтировали до двух с половиной. Фильм много потерял из-за этого? 

— Я снял так много, потому что была такая возможность. Для сохранения всех сюжетных линий. Кроме того, мы снимали с расчетом, что после фильма будем делать сериал, где всё будет подробно описано. Года через два мы его выпустим. 

Почему так долго снимали? 

— На самом деле недолго. В 2015 году вышло распоряжение правительства, два года велась подготовительная работа. Мастерили костюмы, строили декорации, изучали все материалы. В 2017-2018 годах шли съемки. 2019 год — монтажно-тонировочный период. В феврале 2020 года всё было готово, думали в марте стартовать, но потом пришла пандемия. Я считаю, что этот фильм мы создали за два с половиной года. 

Что было самым сложным во время съемок? 

— Все. От строительства декораций, пошива тысячи костюмов — я удивляюсь, как Дария Дмитриева умудрилась сшить столько костюмов. В съемочной группе нас было 70 человек — всех накормить, разместить, найти транспорт. Все было сложно, не говоря уже о самих съемках. 

Много батальных сцен?

— Там две большие. Зимние батальные сцены, в которых участвовали каскадеры — простые ребята из села Мындагай Чурапчинского улуса. Они такие энтузиасты, фанаты, падали с лошадей, лошади сами падали, кувыркались — готовая каскадерская группа. 

Наверняка было очень ответственно найти человека на роль Тыгына Дархана?

— На роль именно Тыгына Дархана особого кастинга не было. Еще с 2010-х искал человека на эту роль, фотографировал, разговаривал со многими. Тыгына сыграл Гаврил Неустроев — в начале съемок его так звали. Сейчас он поменял паспорт и стал Бэчигэн Ньургун Миитэрэй уола. Рост — метр девяносто, колоритный, начитанный, хорошо разбирается в якутской культуре, окончил колледж культуры, именно оттуда я его и знаю, институт Арктики, имеет хороший голос. Многие наверняка знают его, он был диктором на радио, участвовал в роли Ньургуна Боотура на ысыахах.

Он справился с задачей? 

— Он большая находка не только для нашего фильма, но и в целом для искусства в республике. Мне кажется, он привнес много своего: собственный взгляд на то или иное событие, мужской стержень, характер. «Тыгын Дархан» — мужской фильм.

Почему нужно посмотреть этот фильм?

— Люди должны знать свою историю. Он заставляет задуматься над многими перипетиями, которые происходят в последнее время. «Тыгын Дархан» был с нами в пору испытаний — и в 1990-е, и сейчас. Это произведение никогда не устареет, оно о прошлом, настоящем и будущем. Далана будут читать и смотреть будущие поколения. Народ саха всегда будет возвращаться к истокам.

Фильм о человеке, который взял ответственность за судьбу народа. Тема современная, которая и в будущем будет актуальна.

Мне кажется, этот фильм помог бы нашим мальчишкам формироваться как мужчинам, быть главой семьи, научит нести ответственность. 

На что ушли 255 миллионов рублей?

Вера Филиппова, директор фильма:

— С удовольствием расскажу. 47 миллионов ушло на приобретение немецкого оборудования фирмы Arri: видеокамеры, квадрокоптеры, световое оборудование, исходники, много всего. Все это остается в «Сахафильме», мы уже передали. Уже сейчас оборудование используют кинематографисты Якутии для съемок других фильмов. Также на эти деньги построена звукозаписывающая студия в павильоне «Сахафильма». 

Девяносто миллионов ушло на изготовление декораций, сооружений: около 200 объектов в 14 населенных пунктах. Основной — это ставка Тыгына в Соморсуне Амгинского улуса. Все останется в улусе и будет использоваться как исторический объект. Там будут проводиться уроки истории, экскурсии для туристов. Также мы построили крепость Легея в местности Мэндигэ. 

Всего было заключено 232 договора с подрядчиками, деньги ушли на строительство декораций. Всё строили местные строители. Это народная стройка, зря эти деньги не ушли — они ушли в народ. Все эти декорации остаются в «Сахафильме».   

Также смастерили около трех тысяч костюмов разного уровня. Они хранятся сейчас в «Сахафильме». Материальная база там не очень большая, и мы бы хотели, чтобы часть из них хранилась в музеях. Переживаем, что они могут оказаться бесхозными, хотелось бы, чтобы они внесли свой вклад в историю и культуру. 

Почему оборудование, которое остается в «Сахафильме», прописано в бюджете фильма? 

— Это распоряжение было сделано специально, чтобы не только фильм снять, но и улучшить материально-техническую базу «Сахафильма». Почему фильм такой качественный получился — потому что закупили камеры, соответствующие международному стандарту.

Сколько было основных персонажей, если не считать массовку? 

— Главных героев двадцать, второстепенных тоже двадцать. Боотуров тоже двадцать. Съемочная группа — 30 человек. Считайте, что два года мы их всех обеспечивали зарплатой, платили налоги, специально создали кинокомпанию «Тыгын». 

Нечасто встречаются директора кино в Якутии, как вы попали в проект?

— Я попала как ученица Далана. Была заинтересована, чтобы роман достойно экранизировали. Сама я предприниматель. Никита Аржаков попросил стать меня организатором, директором. С 1992 года работала в гранильной отрасли, отсюда знание людей, экономики, бизнеса — все это очень помогло мне в работе с фильмом. 

Произведение Далана не испортили экранизацией? 

— Напротив, мне показалось, что продолжили. Василий Семенович хотел написать вторую часть, но не успел. Основное содержание, герои — все соблюдено. 

255 миллионов полностью от правительства?  

— Да, от правительства. Любой народ должен иметь такой большой исторический фильм о своей истории, это визитная карточка народа. Мы сняли фильм не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы каждый знал историю, обычаи своего народа. 

Я очень рада тому, что именно Никита Аржаков снял этот фильм, человек очень талантливый. 

«Кино однозначно получилось!»

Александр Лукин, второй режиссер фильма «Тыгын Дархан»:

— Кино однозначно получилось! Идея экранизации романа пришла к Аржакову еще в далеких 2003-2004 годах. Я с ним знаком по фильму «Хара Мааска» и «Журавли над Ильменем», работал с ним в качестве ассистента режиссера. В 2015 году он позвал меня в проект «Тыгын Дархан», тогда еще не были выделены деньги, но мы начали уже заранее готовиться.

Собрали основной костяк создателей, это оператор-постановщик Юрий Бережнев, художник-постановщик Петр Бояркин, художник по костюмам Дария Дмитриева.

До входа в производство мы два года готовились, в нашей среде этот период называется подготовительным. Ездили по улусам, проводили работы по изучению материала 15-17 веков. К нашему счастью, в это же время археологи нашли много погребений тех времен. Все двери музеев для нас были открыты. В процессе изучения я сам испытал культурный шок — настолько богата наша культура.

Вот так и закрутилось все, в проект привлекалось все больше и больше специалистов. В 2017 году мы вступили во второй период — производственный. 

Съемки длились два года — два года самоотверженной работы!

Было очень сложно, постоянные переезды, кочевая жизнь. Приняли участие 14 улусов нашей республики. Пользуясь моментом, хотел бы от всей души поблагодарить участников и всех тех, кто помог в реализации фильма. Это действительно народный фильм!

Черновой монтаж у нас получился шестичасовым. Есть незначительные потери именно в знакомстве с персонажами второго и третьего плана, но в общем драматургия фильма не пострадала. Беловой монтаж был сделан в Москве со специалистами «Мосфильма». Потом мы вступили в третий и самый важный период — монтажно-тонировочный или постпродакшн, который производился полностью в Москве в концерне «Мосфильм».

Сейчас в республике очень много киностудий, практически все специалисты раздроблены и задействованы в разных проектах. Для консолидации сил и возможностей нужны крупные проекты. Надеюсь, «Тыгын Дархан» станет примером и вызовет доверие к крупномасштабным проектам.

Добавить комментарий