Нестабильный доход: как устроен личный бюджет у сценариста — card-muz.ru

Мы нашли героя, который пишет сценарии для российских сериалов. Это проектная работа с очень нестабильным доходом. Узнали, как устроен его личный бюджет и какие финансовые лайфхаки он использует, а также подобрали банковские продукты, которые подходят под такой тип доходов и расходов.

Как я стал сценаристом

Я из небольшого города, где живёт несколько тысяч человек и карьерные пути ограничены, поэтому я поступил учиться в Москву. Я с детства любил писать тексты — это история практически всех сценаристов. Но тогда у меня ещё не было мыслей о том, что можно писать для кино или стать романистом. Поэтому я поступил на журфак и после этого отработал в СМИ 10 лет.

Но в процессе работы понял, что это всё-таки не совсем то. Стал больше смотреть кино, изучать. Тогда как раз был в разгаре золотой век сериалов: «Доктор Хаус», «Декстер», «Во все тяжкие» и другие.

В Москве из серьёзного кинообразования существовал только ВГИК — и он считался немного устаревшим. Так что я накупил учебников по сценаристике, занялся самообразованием — но параллельно продолжал работать, потому что надо было где-то жить и что-то есть. Спустя несколько лет начали появляться новые курсы, образовательные программы, связанные со сценаристикой. Я отучился по одной из них.

К тому времени у меня уже было несколько написанных сценарных работ. Я рассылал их продюсерам — контакты искал на сайтах кинокомпаний, через уже появившихся к тому времени знакомых в киносреде. Так я получил первую работу, сдал её, через какое-то время нашёл следующий заказ, и постепенно всё закрутилось. При этом я всё ещё продолжал работать в офисе, получал стабильную зарплату, пытался что-то писать сам.

На стабильную сценарную работу мне удалось выйти только спустя несколько лет. Последние три года я занимаюсь только ей — и обеспечиваю себя полностью.

Как устроена работа сценариста

Карьерный путь сценариста может развиваться в нескольких направлениях — и оплата, соответственно, в каждом случае будет разная. Перечислю виды работ, которые чаще всего встречаются в России.

    Автор сценария — проектная работа. Большинство сценаристов работают именно так: продюсер нанимает автора писать сценарий для конкретного проекта — полнометражного фильма или сериала (обычно это 8, 10, 16 или 32 серии, зависит от формата). Такие сценаристы получают только гонорары за каждую серию. Часовая серия у начинающего автора стоит от 150 тысяч ₽. У супертоповых авторов, по слухам, стоимость доходит до 1 миллиона ₽, но таких — три человека на всю страну.
    Автор в сценарной комнате. За один проект берутся несколько авторов, которым платят постоянную зарплату. Как правило, это не слишком большие деньги (по меркам индустрии): 60–90 тысяч ₽ в месяц для начинающих авторов. Часто такая занятость возможна только на условиях эксклюзива — то есть работая в комнате, автор не может заниматься другими проектами. Дополнительно авторы получают гонорары за каждую серию.
    Главный автор. Бывает, что проект пишет группа сценаристов под управлением главного автора. Как правило, это длинные 32-серийные проекты — например, сериалы на НТВ, ТВ-3. Главный автор получает либо зарплату, либо дополнительный процент за каждую серию.
    Редактор. Вычитывает сценарии, следит за художественным и сюжетным единством, соответствием написанного заданию заказчика или канала, исправляет ошибки и ляпы. Если редактора нанимает проект, то он получает проектный гонорар за каждую серию. А если он привязан к определённой продакшн-студии — получает зарплату.
    Креативный продюсер. Как правило, это высшая точка профессиональной карьеры сценариста. Креативного продюсера может нанять кинокомпания или платформа (например, Start, Ivi, «Кинопоиск» и так далее) — тогда он будет получать зарплату и работать над чужими проектами. Либо сценарист выступает креативным продюсером на собственном проекте — то есть помимо создания сценария (всех серий проекта либо только пилотной — а затем нанимает авторов для написания остальных серий под его руководством) принимает решения на всех этапах создания проекта — от подготовки до поста. В таком случае сценарист получает зарплату как креативный плюс гонорары за сценарии.

Если не брать в расчёт зарплату, гонорары сценаристов — это всегда нестабильный доход. Его невозможно прогнозировать, даже если подписан надёжный контракт со студией. Сценарист может писать одну серию два месяца, потом сценарий будут принимать, править — и всё это время дохода не будет. А ещё может случиться всё что угодно: сценарий могут не взять, проект могут заморозить, продюсер может уйти в долгосрочный отпуск и забыть про сценариста. Это основная финансовая боль, особенно если до этого сценарист получал зарплату в офисе.

Как устроены мои финансы

ИП

Сценаристы в основном открывают ИП и платят налог в 6% — это проще для всех сторон. Не вижу смысла становиться самозанятым: они при работе с юрлицами платят те же 6%, но при этом у ИП гораздо понятнее законодательная база. Если остаться физлицом, то придётся отдавать налоговой уже 13%, это совершенно невыгодно.

Я зарегистрирован как ИП. Изначально у меня был расчётный счёт в Альфа-Банке, но потом я перешёл в Тинькофф Банк — у них лучше устроены приложения и работа с клиентами. Также пробовал Модуль Банк — но мне не понравилось, как у них устроен сайт, а ещё очень долго шли переводы, хотя тарифы были выгоднее, чем в Тинькофф Банке.

Для ведения бухгалтерии пользуюсь сервисом «Контур.Эльба», очень доволен. У меня простой тариф без сотрудников, он всё точно считает и напоминает, когда и что я должен заплатить.

Я работаю с агентом, который находит мне контракты. Он берёт комиссию за свои услуги, которая вычитается из гонорара — по закону не больше 20%. Так что на руки я получаю не весь гонорар, о котором договариваюсь с продюсером. И из него же честно плачу налоги.

Доход

Я стараюсь вести сразу несколько проектов, чтобы избегать больших разрывов в оплате — иначе чувствую себя очень небезопасно. К сожалению, так приходится делать большинству сценаристов: работать с утра до ночи, не видеть белого света и свою семью. И то, даже если у тебя есть три проекта параллельно, не факт, что в этом месяце ты точно получишь оплату от кого-нибудь.

За последний год мой доход — около 300 тысяч ₽ в месяц. Хотя, повторюсь, бывает по-разному. Иногда продюсер может не платить несколько месяцев — а потом приходит 1–1,5 миллиона ₽. И дальше снова долгое затишье. Для индустрии это не огромные деньги, но, конечно, больше, чем я получал в офисе.

Расходы

Каждый месяц я перевожу с расчётного счёта на дебетовую карту Тинькофф Банка 150 тысяч ₽ — плачу сам себе «зарплату». Считаю, что это очень и очень удобный способ сгладить нестабильность дохода и не потратить случайно сразу все заработанные деньги.

    «Зарплату» я трачу на обязательные расходы и кредиты: вношу платёж по ипотеке (50 тысяч ₽ в месяц), перевожу деньги родителям, покупаю еду питомцу, оплачиваю счета за квартиру, интернет и мобильную связь.
    Также у меня есть счёт на радость — это деньги, которые я трачу на что-то приятное для себя: необязательные покупки, походы в кафе и рестораны, развлечения и так далее. Откладываю на этот счёт 10% от дохода или внеочередные поступления денег.
    Часть дохода я инвестирую. Это мои долгосрочные сбережения — о них расскажу ниже.
    Оставшиеся деньги лежат на расчётном счёте. По сути, это моя подушка безопасности: из этих денег я стабильно начисляю себе «зарплату», даже если случилось так, что за месяц я ничего не получил; их же могу потратить на срочную крупную покупку, если понадобится. Но думаю, что мне стоит сформировать отдельную подушку — «неприкосновенный запас» на 6 месяцев нормальной жизни. Эти деньги должны лежать где-нибудь на вкладе или дебетовой карте, чтобы не было соблазна их потратить.

К расчётному счёту Тинькофф Банка прилагается дополнительная бизнес-карта, по которой можно тратить сколько угодно денег без комиссии. Так что иногда я срываюсь и превышаю свои задуманные расходы в 150 тысяч ₽ в месяц.

Но иметь эту карту полезно. Например, какое-то время у меня было несколько кредитов, и с расчётного счёта закрывать их я не мог — приходилось платить с «зарплаты». Из-за этого мои 150 тысяч ₽ быстро заканчивались, и я оплачивал оставшиеся траты бизнес-картой.

Если мне понадобятся деньги на крупную покупку — мои действия будут зависеть от того, зачем она мне нужна. Если эта покупка критически повысит уровень моего комфорта (например, понадобится срочно заменить стиральную машинку или ноутбук), то куплю её прямо сейчас в рассрочку. Ну а если можно будет немного подождать — дождусь большого гонорара.

Накопления

Периодически я покупаю валюту. В прошлом году, например, покупал какое-то время, когда упал курс и я готовился к отпуску. Стараюсь придерживаться правил финансовой грамотности и не покупать большую сумму сразу, а дробить её на части и переводить деньги постепенно, чтобы сгладить скачки рубля. Один раз, правда, случайно перевёл почти всю свою зарплату на долларовый счёт — хотел отложить и не заметил. Грустно, но тогда был низкий курс, и в этом марте, когда рубль резко подешевел, я был очень рад. Сейчас на валютном счету у меня порядка $1500 и около €500.

С марта я начал инвестировать — как раз стоимость акций упала из-за кризиса, и я решил, что это хороший момент. Открыл счёт в Тинькофф.Инвестициях — раз уж у меня всё в одном банке. Начал с совсем небольших сумм, покупал ETF, чтобы сильно не углубляться в изучение фондового рынка. Сейчас у меня два портфеля: в одном фонды американских акций (прирост с марта +25%), в другом, более спокойном — фонды американских и российских акций, фонды американских и российских облигаций (прирост с марта +9%).

В октябре закончится один из моих кредитов, и я планирую сделать накопления стабильной привычкой: раз в месяц класть деньги на ИИС и покупать хотя бы по $100 и €100 каждый месяц вне зависимости от курса. Эти сбережения у меня абсолютно точно будут на долгий срок — условно, на пенсию.

Бюджет

Уже несколько лет я веду учёт расходов и доходов. Так было не всегда. Когда я работал в офисе — получал зарплату, и она куда-то очень быстро утекала. Но потом я взял квартиру в ипотеку, и она, конечно, сразу структурировала моё потребление: на кредит начала уходить существенная часть денег.

Когда я стал сценаристом и понял, что стабильности от этой работы ждать не придётся — начал вести учёт трат.

    Сначала использовал приложение CoinKeeper: в нём можно было сразу увидеть на первом экране, в какой категории уже превысил расходы, но каждую трату приходилось руками растаскивать по категориям, и на это уходило много времени.
    Поэтому я перешёл на приложение «Дзен-мани», которое «стягивает» траты с карты и учитывает их автоматически. Но не отражает расходы по категориям на первом экране. Это печально, потому что захожу я в приложение раз в неделю посмотреть, что превысил — ой-ой-ой — и убираю обратно.
    Таблицы в Excel я очень люблю, но использовать их для быстрого учёта — неудобно и слишком долго.

Благодаря подсчёту я примерно понимаю структуру всех своих расходов. Знаю, сколько нужно мне в месяц, чтобы выжить: закрыть ипотеку, не умереть с голоду и от печалей.

Как устроены мои отпуска и больничные

Путешествия

Как правило, сценарист всю жизнь проводит дома за компьютером, никто не знает его имени, и все ждут от него только сданных текстов. Истории, когда сценарист присутствует на съёмочной площадке или едет в экспедицию со съёмочной группой, крайне редки.

Уехать в другую страну и постоянно работать оттуда — тоже маловероятно. В нашей индустрии очень многое построено на общении, нужно каждый раз «продавать» себя продюсерам. И их тоже можно понять: продюсер ищет человека, которому будет платить, и хочет заранее убедиться, что он адекватный, трезво мыслящий автор. В моём личном кругу общения нет сценаристов, которые работают где-то на Бали. Знаю, что есть люди из регионов, которые с разной степенью успешности работают на кинокомпании Москвы, но в итоге им всё равно рано или поздно приходится перебираться в столицу: вся работа здесь.

Я безумно люблю свою работу и счастлив, что всё это происходит в моей жизни. Но есть и тёмные стороны. Я очень давно не был в отпуске. Карантин, из-за которого остановились съёмки, привёл к тому, что продюсерские компании бросили все силы на разработку новых проектов — благодаря этому у сценаристов выросло количество заказов, что было огромным плюсом. Тем не менее сама пандемия, обстановка нестабильности, повышенной тревожности, невозможность выходить из дома — всё это усилило общую усталость. 

Усталость — это плохо. Всё, что есть у автора, — это его воображение, и если голова долго не отдыхает, она «перегорает» и потом не может выдать ничего хорошего. Поэтому я очень надеюсь, что в этом году мой отпуск всё-таки случится.

Раньше, чтобы не терять заказов и оплату, я устраивал себе «отпуск» так: брал ноутбук, уезжал и работал с видом на море.

Больничные

К сожалению, у сценаристов — как у любых предпринимателей или самозанятых — нет ни страховки, ни пенсии. Точнее, пенсия накапливается, так как ИП делают отчисления, но с микрокоэффициентом — рассчитывать прожить на эти деньги и бессмысленно, и в целом маловероятно. 

Так что ты полностью сам несёшь за себя ответственность. А продюсера не волнует, как ты себя чувствуешь и нужен ли тебе больничный.

Мои советы тем, кто получает нестабильный доход

Накопите денег, если собираетесь менять профессию. Это всегда дорого. Я старался делать постепенный переход, писал тексты в офисе для СМИ, потом аккуратно перешёл на промежуточную стадию — стал писать рекламные ролики, заниматься копирайтингом. Параллельно я уже начал рассылать сценарии, искать заказы.

Когда получил один из первых заказов, решил, что можно завязать с прошлым. И это была большая ошибка, потому что следующего заказа я ждал больше года. Пришлось быстро поднимать старые связи, чтобы как-то обеспечивать жизнь. Никому не советую так делать. Лучше начать инвестировать и копить на подушку безопасности заранее.

Цифры для такого фонда каждый считает сам. Но в индустрии считается так: с момента, когда ты захотел стать сценаристом и начал что-то для этого делать, до момента, когда ты на самом деле стал сценаристом, проходит от 3 до 7 лет. Однако если за это время вы так и не начали зарабатывать достаточно как автор, возможно, лучше найти себе применение в смежной области.

Платите себе «зарплату». Моя стратегия спасала меня не раз. Посчитайте приемлемый для вас уровень жизни на месяц — и выделите себе эту сумму, а остальное не трогайте.

Продолжайте копить всегда. Считаю, что с каждого поступления нужно откладывать деньги. Даже 10 тысяч ₽, отложенные «в подушку» и нетронутые, в какой-то момент могут очень сильно выручить.

Когда я только начинал работать, я всё равно где-то подхалтуривал, обжёгшись на первой ложной уверенности: писал статьи, рекламные ролики. И если в один месяц у меня случался большой гонорар и сверху «падали» ещё гонорары от этой халтуры — я старался их откладывать. Это «случайные» деньги — не почувствую никаких сложностей, если сохраню их на чёрный день.

Найдите подработку. Если вы уже встали на путь проектной работы — не бойтесь брать себе больше проектов. Но важно найти собственный баланс и не перейти за предел, который вы уже не сможете вынести.

Не забывайте про отдых. Это такая же важная часть работы. Если загнать себя, можно заболеть и больше не иметь возможности работать никогда. Отдыхать надо каждый день и каждую неделю. У меня есть мечта уезжать в отпуск каждый квартал — не знаю, получится ли, но хотя бы раз в полгода нужно точно.

Да, бывают моменты, когда напряжение оправданно. Например, вы делаете очень важный проект за короткое время. Но после того, как вы закончите — нужно будет дать себе столько же отдыха и восстановиться.

Финансовый стилист 👨🛒💳

Мы сделали подборку финансовых продуктов, которые могли бы подойти нашему герою — учитывая его траты и особенность доходов.

Дебетовая карта

У героя есть специальный счёт «на радость», с которого он оплачивает походы в ресторан или развлечения. Некоторые банки предлагают карточки с повышенным кэшбэком на эти категории трат.

Валерию может подойти карта банка Санкт-Петербург — Cash Back. По этой карте начисляется кэшбэк 10% за траты в категориях «Кафе, бары, рестораны». Стоимость обслуживания — бесплатно, если тратить по карте от 30 тысяч ₽ в месяц, иначе — 299 ₽ в месяц.

Ещё одна выгодная карта для этих целей — «Можно всё» от Росбанка. В зависимости от тарифа, можно выбрать одну, две или три категории повышенного кэшбэка, среди которых: «Кафе и рестораны», «Отдых и развлечения», «Красота» и так далее. Кэшбэк по этим категориям, в зависимости от трат, будет составлять от 1% до 10%. Минимальные условия по стоимости обслуживания: карта будет бесплатной, если тратить от 15 тысяч ₽ в месяц или зачислять на счёт от 20 тысяч ₽ в месяц, иначе обслуживание будет стоить 99 ₽ в месяц.

Карта с процентом на остаток

Валерий намерен сформировать подушку безопасности. Для таких накоплений подойдёт карта с процентом на остаток.

Согласно калькулятору Сравни.ру, выгодный процент — по карте «№1 Ultra» банка Восточный. Банк начисляет 5,3% на остаток от 10 тысяч ₽. Но есть дополнительное условие: нужно тратить от 10 тысяч ₽ в месяц. Также по этой карте можно получить бонусный кэшбэк от 1% до 15%, в зависимости от категорий трат. Стоимость обслуживания — 150 ₽ в месяц, но бесплатно, если на остатке больше 50 тысяч ₽.

Кредитная карта с большим льготным периодом

У героя нестабильный доход — а значит, на всякий случай ему стоит иметь одобренную кредитную карту. Чтобы не тратиться на проценты, лучше выбрать карту с долгим льготным периодом, в который можно пользоваться кредитом бесплатно.

Согласно калькулятору кредитных карт Сравни.ру, это может быть «Просто кредитная карта» Ситибанка. Льготный период по этой карте — до 150 дней. Обслуживание этой кредитки — бесплатное, так что её будет удобно держать «про запас».

Добавить комментарий