От беспризорника до создателя якутской аэролодки-вездехода: история бизнесмена из Ленска — card-muz.ru

В Ленске Юрия Ильина хорошо знают: у него несколько десятков фирм, активно участвует в политической жизни города. На днях они с напарником прибыли из Ленска (расстояние — тысяча км) на двух аэролодках, которые они собрали своими руками.

«Из Ленска до Якутска добрались за 21 час. Заехали на лодочную станцию в три часа ночи. Аэролодки же шумные, охранник выбежал совершенно очумевший, понять не мог, кто ночью тут „дрифтует“», — смеется Юрий Ильин, житель Ленска. С ним его напарник — Роман Рыжков. По словам Юрия, «штучный экземпляр-электронщик».  

Мужчины прибыли на аэролодках «Индигирка 500», собранных своими руками в Ленске. В Якутске должна состояться презентация правительству республики как одного из проектов технопарка «Якутия». 

«В школе проучился до 7 класса, но непрерывно учусь у жизни»

— Так получилось, что в 14 лет я остался в Ленске один. В наше время это называется беспризорник. Но в 90-е годы это ни у кого шока или удивления особо не вызывало. Мать с отчимом переехали в другой город, я был сам по себе. Не скрою, у меня не ангельский характер, но все же у меня есть хранители: по жизни встречались мудрые хорошие люди, которые направляли, советовали. В общем, не дали скатиться, иначе, наверно, в тюрьму бы попал или связался бы с группировками или того хуже. Бог уберег. 

В 16 лет открыл свой ларек, где продавал всякие китайские детали. Чем только не занимался. Вспоминаю, и волосы дыбом встают (смеется). Естественно, сейчас я налоги все исправно плачу.

В обычной школе я доучился только до 7 класса, потом бросил. Надо было работать, чтобы себя прокормить. Но армия, кстати, хорошо мозги вправила. Как отслужил, вернулся в Ленск, устроился токарем, экстерном окончил все оставшиеся классы, поступил в ЯГУ, но из-за наводнения в Ленске и рождения ребенка не поехал на очередную сессию. Дополнительно выучился на оператора по добыче нефти и газа, работал на Талаканском месторождении. Практически это трудовая биография каждого ленчанина (улыбается). 

Три года назад заочно поступил в Московский открытый институт на специальность «Управление муниципальными образованиями и предприятиями», параллельно учусь в школе «Нетология» — «Искусственный интеллект», «Аналитик Power BI». Получается, в школе не доучился и теперь, видимо, все это компенсирую за счет жизни. Я считаю, что человек живет, пока учится чему-то новому. Прекратил самообразование — все, считай, труп. 

Не знаю, то ли я человек такой, но я всегда смотрю и примечаю, чего не хватает людям. В Ленске не было автомойки, люди мыли где попало — на дачах, речке, и это считалось нормальным. Об экологии мало кто думал. Построил первую автомойку в Ленске. Потом, конечно, как грибы, появились и другие, но в нашей большинство моются просто по привычке. Ленск — небольшой город, но все же город. Такси не было, создал две таксомоторные службы. Помимо всего, занимаемся питьевой водой. Ставим дополнительное оборудование на грузовой транспорт. Налаживаем оборудование для установки тахографов на большегрузы. 

Со временем активно включился в политическую жизнь. Не бывает так, что ты занимаешься одним бизнесом и доволен жизнью. Одно за другое цепляется, и так идет, идет — и раз, ты уже внутри активной социальной бури. Неправда, что бизнесмены идут в политику, чтобы еще больше заработать денег. Коронавирус, конечно, и нас подкосил, но тот, кто работает, всегда заработает. Когда ты финансово устойчив, к тебе начинает стекаться народ: помогите, оплатите, защитите, остановите произвол. Поневоле начинаешь включаться и понимаешь, что это не уровень денег, а уровень других решений, которые может решить общественность и власть. Нет смысла бесконечно оплачивать работу фекальной машины у разваливающегося дома, надо «пропихнуть» ее в программу переселения. Вот такие задачи должны решать политики. С 2018 года занимаю должность вице-президента общественной организации «Союз потребителей Якутии». 

История аэролодки «Индигирка 500»

— Как-то поехали на рыбалку на «Хивусе». Он весит 2,5 тонны, неповоротливый, неуклюжий, тяжелый, неманевренный. Пока затолкали его на воду, сами насквозь промокли. Естественно, «Хивус» был привезен из Нижнего Новгорода. 

Я подумал: в Якутии почти тысяча рек и озер. Каждый второй мужик — охотник и рыбак. В наших суровых условиях Служба спасения и МЧС должны ездить на суперманевренных вездеходах. И при всем при этом у нас нет своего производителя аэролодок! Мы все заказываем из других регионов, минимальная сумма — от трех миллионов и выше, не считая транспортировки 3-тонного груза. Это в наших условиях должны разрабатываться и производиться лодки. Где, если не в Якутии? 

Это все было 1,5 года назад. За этот период я объездил почти полстраны, общался с конструкторами, посещал выставки, читал разную литературу. Пусть не сразу, но нашел единомышленников. Оказывается, конструкторский мир такой маленький, «штучные экземпляры» все друг друга знают. Рома — один из таких. Параллельно готовили документы — это, конечно, бюрократия, но это вопрос безопасности и сохранности авторского права. В прошлом году вошли в резиденты технопарка «Якутия». По идее, мы должны были еще весной собрать аэролодки на базе технопарка, но коронавирус спутал все планы. В итоге мы с Ромой собрали их в Ленске и за 21 час прибыли в Якутск. 

Что самое главное в лодках? Легкость, маневренность, расход топлива, возможность ремонта, цена. Аэролодка «Индигирка 500» весит 550 кг. Она легко скользит по воде, болотам, асфальту, снегу — по любой поверхности. Расход топлива — летом 30 литров на 100 км, зимой — 5 литров на 100 км. Для сравнения: в среднем водоплавающий транспорт расходует около 70-100 литров на 100 км, бывает и больше. Двигатель на основе отечественного мотора, поверх — наши авторские разработки. Он цельный, все детали в одном месте, его можно снять, открутив 4 гайки. Все детали спокойно продаются в любом автомагазине, это не элитные мудреные запчасти. По цене стоит 1,8 млн против обычных 3-4 млн. Эксплуатация — до -35 градусов. Немаловажно то, что аэролодка экологична. Мотор находится не в воде, соответственно, разлив нефтепродуктов исключен. В простых лодках выхлоп идет в воду, из-за этого их не пускают в заповедные зоны. А у нашей выхлоп — поверх воды. 

Мы уверены в своем продукте. Тест-драйв в тысячу километров от Ленска до Якутска это доказал. На достигнутом не собираемся останавливаться, хотим совершенствоваться дальше. 

Наша цель — наладить массовое производство именно в Якутии, чтобы еще снизить цены для местного населения. Конечно, бренд тоже имеет значение. У нас в республике столько земли, озер, рек и практически никакого производства. Почему мы зациклились на одних алмазах и золоте? Может, в будущем каждая якутская семья вместо покупки второй машины приобретет аэролодку и можно будет наладить хорошие транспортные пути в районы? Сейчас аэролодки и катера — средство роскоши, но в Якутии с ее природой и таким количеством водных объектов такого не должно быть. Аэролодка должна стать доступным транспортом.

Роман Рыжков в России живет 5 лет. Он родом из Белоруссии. Живет то в Санкт-Петербурге, то в Ростове, то в Астрахани. Он аэролодку «Индигирка 500» в проекте начал рисовать еще четыре года назад:

— В школе я как-то прочитал в какой-то книге, как самому собрать радио, и меня «замкнуло» на электронике. До сих пор «не размыкает» (смеется). В радиокружок не приняли — сказали, что слишком маленький. В итоге, когда «дорос», в кружке мне было неинтересно: я уже все знал.

Работал в автосервисах, моя специализация — электроника. Забавно, но некоторые думают, что я постоянно бегаю с гаечным ключом, но на самом деле я сутками сижу перед монитором и пишу программы. Это и есть электроника двигателя. Твоя задача — автоматизировать процессы, чтобы все работало слаженно.

В Минске мы производили редукторы для частных самолетов и катеров. Конечно, электроника — это мое все, смысл жизни, но я устал сидеть на одном месте. Шел по улице, зашел на кассу, купил билеты в Россию и поехал поездом. Объездил несколько городов, знакомился с людьми. Россия — уникальная, самобытная страна, где главное богатство — люди. Таких нигде больше в мире нет. Сложные, добрые, отзывчивые, жестокие, верные и непредсказуемые.

По работе я знал всех российских производителей аэролодок, катеров и прочего транспорта. В Питере зашел к одному из них поздороваться и как-то сходу начал строить лодки (смеется). Не могу смотреть, если кто-то что-то делает неправильно. 

На самом деле, рисовать аэролодку я начал давно, года четыре назад. Это были программные эскизы. Я примерно представлял, какой она должна быть. И я сейчас верю в судьбу. Оказывается, она правда есть. Я гостил у друга в Ростове, а в это время Юра как раз тоже был там. Мне говорят: тут какой-то странный мужик из Якутии ищет людей для создания суперлодки. Познакомились. Итог сами видели на лодочной станции (улыбается). 

Я горжусь тем, что мы создали. Каким бы я ни был самокритичным, но тут и вправду классный проект. Самое главное, чтобы он приносил пользу людям!

Добавить комментарий